Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Габаритно-весовой контроль: новые требования к заполнению ТТН и новые штрафы

October 20, 2021

Что произошло? С 1 октября 2021 года вступили в силу два закона, которые касаются габаритно-весового контроля автотранспорта, а именно:

  • Закон от 03.06.2021 № 1534-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отдельных вопросов осуществления габаритно-весового контроля» (далее – Закон № 1534). Этим Законом были внесены изменения, в частности, в Закон от 05.04.2001 № 2344-III «Об автомобильном транспорте» (далее – Закон № 2344);
  • Закон от 29.06.2021 № 1582-IX «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно отдельных вопросов осуществления габаритно-весового контроля» (далее – Закон № 1582).

Что изменилось? Ужесточен контроль за соблюдением требований к габариту и весу автотранспорта и усилена ответственность за нарушение этих требований. Также поменялись правила оформления транспортной документации. Основные новшества мы рассмотрим в консультации.

В чем проблема? У субъектов хозяйствования возникли определенные трудности с применением на практике новых законодательных норм.

Новые требования к заполнению ТТН

Закон № 2344 дополнен ст. 51-1, в которой приведены новые требования к заполнению ТТН. Так, теперь грузоотправитель обязан указывать в ТТН или другом документе на груз:

  • сведения о массе и габаритах груза;
  • полное наименование грузополучателя и автомобильного перевозчика (Ф. И. О.), код налогоплательщика согласно Единому госреестру предприятий и организаций Украины (далее – ЕГРПОУ) либо налоговый номер, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серию и номер паспорта (для физлиц, отказавшихся получить регистрационный номер по религиозным соображениям);
  • Ф. И. О., номер удостоверения водителя;
  • другие сведения, предусмотренные законодательством.

Появились изменения в ст. 48 Закона № 2344. Теперь там сказано, что грузоотправитель должен указать в ТТН следующие реквизиты:

  • дату и место составления;
  • подробные данные о грузоотправителе, грузополучателе и об автомобильном перевозчике (полное наименование или Ф. И. О., код ЕГРПОУ либо налоговый номер, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серию и номер паспорта (для физлиц, отказавшихся получить регистрационный номер по религиозным соображениям), Ф. И. О. и номер удостоверения водителя;
  • данные о транспортном средстве (марка, модель, тип, регистрационный номер автомобиля, прицепа/полуприцепа), его параметры с указанием длины, ширины, высоты, общего веса, в том числе с грузом, и массы брутто;
  • пункты загрузки и разгрузки.

Однако в саму форму ТТН (приложение 7 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденным приказом Минтранса от 14.10.1997 № 363, далее – Правила № 363) соответствующие изменения пока не внесены. Форма не дополнена разделами/графами, в которые следует вносить данные, предусмотренные Законом № 2344. Хотя Кабмину было поручено в течение 3 месяцев с даты опубликования Закона № 1534 привести нормативную базу в соответствие с этим законом.

Хотим отметить, что нововведение вызвало немало вопросов и нареканий у субъектов хозяйствования (далее – СХ). Прежде всего это обременяет СХ финансово: чтобы выполнить новые требования, нужны дополнительные трудозатраты. Ведь придется узнавать необходимые для заполнения ТТН реквизиты, в том числе выяснять конкретные параметры автомобилей. Особенно это проблематично, когда грузы перевозятся не собственным транспортом поставщика или покупателя, а транспортом автоперевозчиков, и когда у предприятия большие объемы отгрузки.

К сведению! Европейская бизнес-ассоциация обратилась к премьер-министру и председателю профильного комитета ВРУ с просьбой отменить новые требования к заполнению ТТН (подробнее см. на сайте Европейской бизнес-ассоциации).

В следующем номере см. образец новой формы ТТН и ответы на актуальные вопросы о правилах ее оформления.

Контроль на дорогах

В ст. 1 Закона № 2344 приведено новое определение рейдовой проверки (проверки на дороге). Это проверка транспортных средств автомобильных перевозчиков на всех видах автомобильных дорог на маршруте движения в любое время с учетом инфраструктуры (автовокзалы, автостанции, автобусные остановки, места посадки и высадки пассажиров, стоянки такси и транспортных средств, места загрузки и разгрузки грузовых автомобилей, зоны габаритно-весового контроля, другие объекты, которые используются автомобильными перевозчиками для обеспечения деятельности автомобильного транспорта) относительно соблюдения автомобильными перевозчиками требований законодательства об автомобильном транспорте.

А в ст. 6 Закона № 2344 теперь приведены правила проведения рейдовых проверок.

Будьте начеку! О проведении рейдовой проверки автоперевозчика заранее не информируют.

Такие проверки проводит Государственная служба Украины по безопасности на транспорте (Укртрансбезопасности). Действует эта служба в соответствии с Положением, утвержденным постановлением КМУ от 11.02.2015 № 103.

Во время рейдовой проверки (проверки на дороге) должностные лица Укртрансбезопасности имеют право:

  • использовать специализированные автомобили;
  • использовать специальное оборудование, предназначенное для проверки соблюдения водителями норм режима работы и отдыха;
  • сопровождать транспортное средство, которое имеет признаки нарушения нормативов весовых или габаритных параметров, к ближайшему месту взвешивания (на расстояние не больше 50 км) для осуществления габаритно-весового контроля, а также запрещать дальнейшее движение такого транспортного средства;
  • осуществлять габаритно-весовой контроль транспортных средств (в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 27.06.2007 № 879, далее - Постановление № 879);
  • использовать стационарные или передвижные пункты габаритно-весового контроля (требования к таким пунктам приведены в приказе Мининфраструктуры от 28.07.2016 № 255);
  • использовать средства фото- и видеофиксации процесса проверки, в том числе в автоматическом режиме;
  • в случае выявления нарушений законодательства относительно габаритно-весового контроля во время рейдовой проверки (проверки на дороге) копировать, сканировать документы, которые предъявляют водители транспортных средств, и использовать их как доказательство во время рассмотрения дел о нарушении норм законодательства;
  • опрашивать водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения административного правонарушения, свидетелями которого они были или могли быть.

Важный момент! На рейдовые проверки не распространяется действие Закона от 05.04.2007 № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Соответствующие изменения внесены в ст. 2 данного Закона Законом № 1534.

Правила проведения рейдовых проверок детальнее изложены в Порядке осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте, утвержденном постановлением КМУ от 08.11.2006 № 1567 (далее – Порядок № 1567).

Новые штрафы

За несоблюдение автоперевозчиками габаритно-весовых норм автотранспорта значительно увеличены штрафы. Штрафы за нарушения применяются:

  • к СХ – на основании ст. 60 Закона № 2344, с учетом внесенных в него изменений Законом № 1534 (это административно-хозяйственные санкции);
  • к должностным лицам предприятия – на основании КУоАП, с учетом внесенных в него изменений Законом № 1582 (это административные штрафы).

Для удобства приведем информацию о новых штрафах в таблице.

№ п/п

Наименование правонарушения

Размер штрафа

Основание

1

2

3

4

Административно-хозяйственные санкции (Закон № 2344)

1

Перевозка пассажиров и грузов при отсутствии на момент проведения проверки документов, определенных ст. 39, 48 Закона № 2344.

В ст. 39 приведен перечень документов, обязательных для пассажирского автоперевозчика, в ст. 48 – перечень документов, необходимых для перевозки грузов (в частности, это ТТН)

1 000 НМДГ*
(17 000 грн)

Абзац третий
ч. 1 ст. 60 Закона № 2344

2

Выполнение резидентами и/или нерезидентами международных перевозок пассажиров и грузов без документов, определенных ст. 53 Закона № 2344

2 000 НМДГ
(34 000 грн)

Абзац шестой
ч. 1 ст. 60 Закона № 2344

3

Превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм от 5 % до 10 % включительно при перевозке неделимого груза без соответствующего разрешения или делимого груза

500 НМДГ
(8 500 грн)

Абзац четырнадцатый ч. 1 ст. 60 Закона № 2344

4

Превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм свыше 10 %, но не более 20 % при перевозке неделимого груза без соответствующего разрешения или делимого груза

1 000 НМДГ
(17 000 грн)

Абзац пятнадцатый ч. 1 ст. 60
Закона № 2344

5

Превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм свыше 20 %, но не более 30 % при перевозке неделимого груза без соответствующего разрешения или делимого груза

2 000 НМДГ
(34 000 грн)

Абзац шестнадцатый ч. 1 ст. 60 Закона № 2344

6

Превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм свыше 30 % при перевозке неделимого груза без соответствующего разрешения или делимого груза

3 000 НМДГ
(51 000 грн)

Абзац семнадцатый ч. 1 ст. 60 Закона № 2344

Административные штрафы

7

Невыполнение требований уполномоченного лица Гострансбезопасности об остановке транспортного средства

3 000 НМДГ
(51 000 грн)

Ч. 2 ст. 122-2
КУоАП

8

Превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм во время движения крупногабаритными или крупновесовыми транспортными средствами автомобильными дорогами, улицами или ж/д переездами:

– от 5 % до 10 % включительно





500 НМДГ
(8 500 грн)

Ч. 2 ст. 132-1
КУоАП

– свыше 10 %, но не более 20 %

1 000 НМДГ
(17 000 грн)

– свыше 20 %, но не более 30 %

2 000 НМДГ
(34 000 грн)

– свыше 30 %

3 000 НМДГ
(51 000 грн)

Примечание. Лицо освобождается от админответственности, если имеет разрешение на проезд автомобильными дорогами транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные.

9

Уклонение или отказ от прохождения габаритно-весового контроля, а также превышение установленных ограничений скорости движения транспортных средств, нарушение требований дорожных знаков и разметки проездной части дорог, размещение транспортных средств на проезжей части и совершение других правонарушений, предусмотренных ч. 6 ст. 121 КУоАП, в зоне габаритно-весового контроля

3 000 НМДГ
(51 000 грн)

Ч. 3 ст. 132-1
КУоАП

* НМДГ (необлагаемый налогом минимум доходов граждан) = 17 грн.

10

Указание грузоотправителем недостоверных данных о массе или габаритах груза в ТТН или в другом определенном законодательством документе на груз, не соответствующих фактическим данным, а также указание грузоотправителем сведений о массе или габаритах груза в ТТН или в другом документе на груз, которые превышают параметры, установленные законодательством, при отсутствии оформленного разрешения на проезд автомобильными дорогами транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные

3 000 НМДГ
(51 000 грн)

Ст. 132-2 КУоАП

Примечание. Ответственность за указание грузоотправителем недостоверных данных о массе груза в ТТН или в другом документе на груз, не соответствующих фактическим данным, наступает только в случае превышения транспортным средством весовых нормативных параметров, определенных законодательством.

11

Невыполнение законных требований Укртрансбезопасности относительно проверки соблюдения требований законодательства об автомобильном транспорте, устранения нарушений законодательства по безопасности на автомобильном транспорте или создания препятствий для выполнения возложенных на орган контроля обязанностей и задач

От 50 до 100 НМДГ (от 850
до 1 700 грн)

Ст. 188-57 КУоАП

Внимание! Как видно из таблицы, штрафы не применяются, если СХ получил соответствующее разрешение на проезд автомобильными дорогами транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные.

Для получения такого разрешения следует руководствоваться такими нормативными документами:

  • Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением КМУ от 10.10.2021 № 1306 (п. 22.5);
  • Правилами проезда крупногабаритных и крупновесовых транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами, утвержденными постановлением КМУ от 18.01.2001 № 30;
  • Постановлением № 879.

Административно-хозяйственные санкции

Санкции налагаются на СХ должностными лицами Укртрансбезопасности путем вынесения постановления о применении санкций (ч. 5 ст. 60 Закона № 2344).

Имейте в виду! Это постановление является исполнительным документом, то есть для принудительного взыскания наложенного штрафа не требуется судебное решение. И если штраф не будет уплачен предприятием добровольно, постановление будет передано в государственную исполнительную службу для принудительного взыскания.

Порядок применения административно-хозяйст­венных санкций изложен в Порядке № 1567. Так, по результатам проверки составляется акт по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку № 1567, в котором фиксируются выявленные нарушения. Акт должен быть подписан представителем СХ (водителем). Если он откажется от подписания акта, об этом делается отметка в самом акте (п. 21, 22 Порядка № 1567).

Далее акт передается на рассмотрение в территориальный орган Укртрансбезопасности. Дело о нарушении рассматривается в течение 2 месяцев с момента выявления нарушения. Дело рассматривается в присутствии уполномоченного представителя СХ, о дате и месте рассмотрения СХ уведомляют под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае неявки представителя СХ дело рассматривают без его присутствия.

По результатам рассмотрения выносится постановление о применении административно-хозяйственных штрафов по форме, приведенной в приложении 5 к Порядку № 1567 (п. 27 Порядка № 1567). Копия постановления вручается СХ под подпись или отсылается по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Наложенный штраф нужно уплатить в течение 15 дней с момента получения копии постановления либо обжаловать данное постановление. Жалоба может быть подана в высший по подчиненности орган контроля (Укртрансбезопасности) в течение 10 дней с момента вынесения постановления (п. 32 Порядка № 1567).

Если в результате рассмотрения дела будут выявлены также и административные правонарушения, то на должностных лиц СХ налагается админштраф в соответствии с КУоАП.

Административные штрафы

По правилам, установленным КУоАП, для наложения штрафа выносится постановление. Штрафы, установленные:

  • ст. 188-57 КУоАП – уполномочен применять суд (ст. 221 КУоАП);
  • остальные штрафы, перечисленные выше в нашей таблице (ч. 2 ст. 122-2; ч. 2, 3 ст. 132-1; ст. 132-2 КУоАП) – применяет Укртрансбезопасности на основании ст. 229 КУоАП.

Также в случае применения административных штрафов используется Инструкция, утвержденная приказом Мининфраструктуры от 27.09.2021 № 512.

Постановление о наложении админштрафа может быть обжаловано в вышестоящем органе или в суде на основании ст. 288, 289 КУоАП в течение 10 дней со дня вынесения постановления.

Источник: "Баланс" № 42, который выходит из печати 25.10.2021

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!