Здравпункт в учреждении: как организовать работу

Создание пункта здравоохранения, или здравпункта (далее – здравпункт) в учреждении не является обязательным для работодателей, но в определенных случаях его наличие имеет значительные плюсы. Например, медобслуживание работников в учреждении в определенной степени сократит потери времени на посещение ими больниц, снизит (или же сделает невозможным) наличие «псевдобольных» работников. Заблаговременное оказание медпомощи снизит риски и степень ответственности по вопросам охраны труда в случае возникновения опасной для жизни ситуации. В основном создание здравпунктов присуще крупным организациям со значительным количеством работников или определенной спецификой работы. Однако есть и такие работодатели, которые отдают предпочтение проводить мероприятия по здравоохранению в своих учреждениях. Рассмотрим это более детально.
О нормативно-правовой основе относительно здравпунктов
Функционирование здравпунктов, как и многих других заведений сферы здравоохранения, регламентируется рядом нормативно-правовых актов. В частности, приказом Минздрава от 28.10.02 г. № 385 (далее – Приказ № 385) утверждены перечни заведений здравоохранения, врачебных, провизорских должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в заведениях здравоохранения. Согласно этому Приказу в учреждениях создают здравпункт, который входит в состав амбулатории или поликлиники.
Юридические лица, при которых создаются здравпункты, должны безвозмездно предоставлять и содержать помещение пункта и обеспечиваться отоплением, электроэнергией, водоснабжением, охраной, уборкой и ремонтом.
! Медперсонал здравпунктов (кроме государственных учебных заведений и учреждений для инвалидов и объектов с особым режимом работы) содержится за средства работодателя.
О профессиях работников здравпункта
Что касается названий профессий и должностей, которые могут применяться в здравпункте, то здесь нужно обратить внимание на Перечень врачебных должностей в заведениях здравоохранения, утвержденный Приказом № 385. Так, в ЗЗО может быть такая профессия, как «врач пункта здравоохранения» с кодом КП 2221.2.
Если общо, то соответствующий работник здравпункта выполняет следующие функции:
- оказывает быструю и неотложную медпомощь;
- осуществляет надзор за побочными реакциями/ действиями лекарственных средств;
- изучает условия труда рабочих и служащих, выявляет участки с профессиональными вредностями с целью профилактики профессиональных заболеваний;
- проводит обучение работников методам взаимопомощи в случае травмирования;
- обеспечивает проведение профилактических осмотров работников;
- анализирует показатели заболеваемости с временной потерей трудоспособности рабочих и служащих;
- принимает участие в проведении противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекций и т. п.
Такой врач также имеет право руководить определенным вспомогательным медперсоналом, к какому могут относиться младшие медсестры (санитарки, санитарки-уборщицы, санитарки-буфетчицы и др.) с кодом КП 5132, а также сестры-хозяйки с кодом КП 4131.
Основные обязанности указанных работников приведем в таблице:
Младшая медицинская сестра (санитарка, |
Сестра-хозяйка |
1 |
2 |
Осуществляет уборку помещений. Сопровождает больных. Выполняет функции курьера. Получает у сестры-хозяйки и обеспечивает хранение и использование по назначению белья, моющих средств и хозяйственного инвентаря. Уведомляет сестру-хозяйку о неисправностях в системе отопления, водоснабжения, канализации и в электроприборах пункта и т. п. |
Проводит меррприятия по обеспечению санитарно-гигиенического режима пункта. Руководит работой младших медицинских сестер (санитарок-уборщиц и санитарок-буфетчиц) по содержанию в чистоте и порядке помещений. Ведет учетно-отчетную документацию и т. п. |
Опять-таки, если учреждению необходим значительный штат младших медсестер (санитарок, санитарок-уборщиц, санитарок-буфетчиц и др.), то лишь тогда будет целесообразным внесение в штатное расписание должности «сестра-хозяйка», поскольку она руководит младшими медсестрами. В ином случае здравпункт может обойтись младшими медсестрами (санитарками, санитарками-уборщицами, санитарками-буфетчицами и др.), подчинив их врачу.
Об организации здравпункта в учреждении
Медпункт в учреждении может быть организован как:
- пункт здравоохранения (здравпункт), который входит в состав поликлиники или амбулатории и не является структурным подразделением учреждения;
- медкабинет, устроенный на территории предприятия физлицом-предпринимателем, которое осуществляет медицинскую практику на основании лицензии;
- медпункт, который является структурным подразделением учреждения.
Обратите внимание: в первом случае речь идет о здравпункте, медработники которого не находятся в трудовых отношениях с учреждением. Согласно п. 3 Положения о медицинском пункте временного базирования, утвержденного приказом Минздрава от 29.07.16 г. № 801, такой здравпункт создается по инициативе ОМС, в том числе объединенной территориальной громады, руководства предприятия, учреждения или организации по согласованию с главным врачом ЦПМСП, к территории обслуживания которого относится этот населенный пункт, предприятие, учреждение или организация.
Содержится он за счет инициатора его создания, который предоставляет помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам, создает надлежащие производственные условия, обеспечивает соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и противопожарной безопасности, осуществляет его оснащение, обеспечивает лекарственными средствами и изделиями медназначения, обеспечивает проезд медработников в здравпункт.
То есть, здравпункт создают в учреждении только организационно (выделяют помещение, мебель и т. п.), а специалисты (медперсонал) здравпункта являются работниками поликлиники или амбулатории.
Безусловно, в случае организации медкабинета физлицом-предпринимателем учреждение также не будет иметь никакого отношения к его работникам. Здесь отношения регулируются гражданско-правовыми договорами. Работодатель может передать в аренду (или безвозмездное пользование) помещение и оборудование (при его наличии). Со своей стороны, предприниматель будет осуществлять медобслуживание на основании договора о предоставлении услуг с учреждением.
Если же учреждение создает здравпункт собственными силами, то обычно это отдельное помещение, в котором работает фельдшер или медсестры. Его оснащают самыми необходимыми врачебными препаратами и медицинским оборудованием. Здесь при необходимости работникам могут измерить давление, температуру тела, оказать первую медпомощь, сделать некоторые процедуры, выдать болеутоляющие или жаропонижающие медпрепараты, сделать инъекцию (согласно предписанию врача) и т. п.
Перечень необходимых здравпункту медикаментов законодательством не установлен. Поэтому, обеспечивая медработника лекарственными средствами, следует исходить из характера вредных и опасных производственных факторов, которые могут возникнуть на рабочем месте. Также как ориентир можно взять список медикаментов из Минимального обязательного ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые отпускаются для населения из фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденного приказом Минздрава от 27.09.05 г. № 495 (см. далее).
Кроме прочего, для организации здравпункта нужно разработать внутренние документы, которые будут регламентировать его работу. В частности, приказ (распоряжение) собственника или уполномоченного им органа (руководителя) и положение о медпункте. В этом положении нужно детально изложить порядок работы такого подразделения, а также указать основание для его организации (требования законодательства и/или коллективного договора). Также в положении среди прочего можно предусмотреть оказание медицинской помощи не только собственным сотрудникам, а и членам их семей, другим лицам, которые не состоят в трудовых отношениях с учреждением, платность или безвозмездность услуг для разных категорий лиц.
Должностные обязанности работников медпункта устанавливают в должностных инструкциях. Конечно, такие работники должны иметь медицинское образование, которое подтверждается соответствующим документом.
Медперсонал относится к категории работников, которые должны проходить обязательный медосмотр и иметь санитарные книжки.
Кроме того, согласно п. 15 ч. 1 ст. 7 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» медицинская практика в Украине подлежит лицензированию. Под хозяйственной деятельностью по медпрактике понимается вид хоздеятельности в сфере здравоохранения, который осуществляется заведениями здравоохранения и физлицами-предпринимателями с целью оказания медпомощи и медобслуживания на основании лицензии (п. 4 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, утвержденных постановлением КМУ от 02.03.16 г. № 285).
Конечно, оказывая медпомощь своим работникам безвозмездно, доходов от такой деятельности учреждение не получает. Однако и в таком случае Минздрав настаивает, что для открытия медпункта работодателю нужна лицензия на осуществление медицинской практики (см. письма от 22.03.04 г. № 13/05.03.02-17 и от 14.07.16 г. № 3.Г-5457/7765-зв).
! Чтобы получить лицензию, здравпункт должен соответствовать всем требованиям относительно материально-технической базы и кадрового обеспечения, установленным Лицензионными условиями и другими нормативными актами, регулирующими оказание медицинской помощи заведениями здравоохранения.
Обратите внимание: фельдшер (медсестра) здравпункта не имеет права выписывать листки нетрудоспособности работникам учреждения. Чтобы получить больничный, нужно обратиться непосредственно в медзаведение.
Согласно п. 2.7 Инструкции о порядке выдачи документов, которые удостоверяют временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздрава от 13.11.01 г. № 455, лицам, направленным фельдшером здравпункта (медпункта) во время рабочей смены в лечебно-профилактическое заведение, в случае признания их временно нетрудоспособными больничный листок выдается с момента обращения в здравпункт. Лицам, непризнанным временно нетрудоспособными, врач выдает справку произвольной формы с отметкой о времени обращения в лечебно-профилактическое заведение, а если работник обращался в здравпункт в ночную смену, выдается листок нетрудоспособности со времени обращения в здравпункт до окончания рабочей смены.
Итак, мы рассмотрели особенности создания здравпунктов. Однако в случае отсутствия в учреждении здравпункта нужно побеспокоиться о наличии медицинской аптечки для оказания доврачебной помощи сотрудникам, в которой должны быть:
- бинт марлевый медицинский стерильный (5 м х 10 см) – 3 ед.;
- раствор аммиака (10 %, 40 мл) – 1 ед.;
- парацетамол (№ 10 по 200 мг) – 2 ед.;
- ацетилсалициловая кислота (0,5 табл., № 10) – 2 ед.;
- раствор бриллиантового зеленого (1 % спиртовой 10 мл или 20 мл) – 1 ед.;
- перекись водорода (3 % 40 мл) – 1 ед.;
- валидол (таб. 0,06, № 6 или № 10) или нитроглицерин (таб. 0,005, № 40), или корвалмент (капс. 0,1 г, № 10), или корвалтаб (№ 10) – 1 ед.;
- вата медицинская гигроскопическая нестерильная (50 г) – 1 ед.;
- жгут кровоостанавливающий – 1 ед.;
- пластыри бактерицидные – 2 ед.;
- салфетки медицинские с фурагином – 2 ед.;
- салфетки медицинские с хлоргексидином – 2 ед.;
- уголь активированный (0,25 мг, таб. № 10) – 2 ед.;
- устройство для проведения искусственного дыхания портативное – 1 ед.;
- фурацилин (таб. 0,02 № 10 таб.) или борная кислота (порошок 10 г) – 1 ед.;
- офтальмодек (капли глазные 0,2 мг/мл 5 мл) или норфлоксацин (капли глазные/ушные раствор 0,3 %, 5 мл) – 1 ед.;
- косынка медицинская – 1 ед.;
- футляр или картонная упаковка, или сумка, или термопакет – 1 ед.
Источник: "Баланс-Бюджет" № 18, который вышел из печати 11.05.21 г.